Сущность основных понятий одарённости
Задатки - заданные предпосылки развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями могут оказаться включенными в деятельность, в формирование способностей.
Склонности - устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
«Рабочая концепция одарённости»
Цель: вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии и направить на развитие детской одарённости
Признаки одарённости
(аспекты поведения ребёнка)
инструментальный
1) Специфическая стратегия деятельности:
2) Индивидуальный стиль деятельности.
3) Особый тип организации знаний.
4) Своеобразный тип обучаемости.
мотивационный
1) Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам деятельности.
2) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, высокая увлечённость.
3) Повышенная познавательная потребность.
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации, нестандартных заданий.
5) Высокая критичность к результатам своего труда, стремление к совершенству.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
2) степень сформированности одаренности;
3) форма проявлений;
4) широта проявлений в различных видах деятельности;
5) особенности возрастного развития
1 критерий
Основные виды деятельности определяют виды одарённости
Степень сформированности одарённости
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
3 критерий
Форма проявления одарённости
Явная одаренность- обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность- проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.
4 критерий:
Широта проявления одарённости в различных видах деятельности
Общая одаренность- проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Специальная одаренность - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
5 критерий:
Особенности возрастного развития
Ранняя одаренность- проявляется в раннем возрасте в крайне высоком опережающем темпе развития. Дети получили название «вундеркинды».
Поздняя одарённость- проявляется в более позднем возрасте